Реабилитация детей с аутизмом, Позняки, Осокорки, Харьковский, Дарницкий

Основные признаки аутизма:

«Невзаимодействие» с другими людьми. Иногда кажется, что малыш их просто игнорирует, иногда — активно избегает контакта или сердится при попытках пообщаться или поиграть с ним.

Ограниченные и повторяющиеся действия и интересы (зачастую странные и необычные). Сначала это довольно простые занятия – выстраивание в ряд, нагромождение друг на друга предметов, долгое наблюдение за отблесками света, едущими машинами, крутящимися колесами, вентиляторами и работающими стиральными машинами. С возрастом поведение усложняется – появляется чрезмерная увлеченность цифрами, северным полюсом, гоночными трассами, сосульками, динозаврами, лазерами, мусорными кучами, старинными паровозами и т.д. Ребенок готов часами заниматься этим или рассказывать об этом, совершенно не принимая в расчет дела или интересы других людей. Это называется специальный интерес.

Аутизм — явление врожденное, но подозрения у родителей появляются, как правило, лишь на 2-3 году, когда очевидно, что поведение малыша – не просто задержка развития.

Первыми начинают тревожиться мамы (особенно если ребенок не первый). Это довольно надежный критерий! Поэтому, если вас что-то беспокоит в развитии ребенка — обратитесь к специалистам. Лучше лишний раз перепроверить, чем упустить время. Мировой опыт показывает, что чем раньше начинается абилитационная работа с детьми с РАС, тем лучше прогноз.

Обязательно покажите ребенка специалистам реабилитационного центра «Таврос Плюс» (в первую очередь детскому психиатру, но если к такому специалисту попасть невозможно, то неврологу или педиатру) если:

  • У ребенка отсутствует указательный жест, он не гулит и не лепечет в возрасте 12 месяцев.
  • В возрасте 16 месяцев отсутствуют слова.
  • В возрасте 2х лет отсутствуют фразы.
  • Если происходит утрата развития.

Важно понимать, что согласно современным представлениям, аутизм называется Расстройством Аутистического Спектра (РАС). Спектр подразумевает под собой некий континуум, пространство. В него попадают как дети с выраженным аутизмом (например неговорящие, со сниженным интеллектом и агрессивным поведением), так и дети с очень легкими проявлениями, с так называемыми аутистическими чертами (например, как персонаж сериала Теория большого взрыва – Шелдон Купер).

Важно понимать, что не существует «таблетки от аутизма», однако есть некоторые лекарства, которые могут существенно улучшить состояние ребенка. Решение о лекарственной коррекции состояния принимает исключительно врач психиатр совместно с семьей.

«Консультативно-диагностическая программа для детей с расстройством аутистического спектра»
Помогая детям с РАС и их семьям, мы руководствуемся принципом: каждому особому ребенку – свой особый путь развития.
Для кого?

Для родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Какова цель?

Оценить функциональные возможности (абилитационный потенциал) ребенка и семьи.
Разработать индивидуальную программу помощи и развития, которой родители смогут следовать дома, в том числе с дальнейшей интернет-поддержкой специалистов центра (через Skype, WhatsApp, и другие современные средства телекоммуникации).
Подобрать апробированные методы, специалистов-кураторов. При необходимости — лекарства.

На чем основана?

На принципе мультидисциплинарности. Команда специалистов включает в себя:

  • АВА-терапевта;
  • Детского психиатра;
  • Педагога-психолога;
  • Логопеда;
  • Клинического психолога;
  • Эрготерапевта.

Принципы:

  • этапы развития и способности, проявляющиеся с возрастом — универсальны;
  • темп приобретения навыков и способностей — индивидуален;
  • выбор целей программы определяется в зависимости от соотношения этапов нормативного и актуального развития конкретного ребенка с нарушениями;
  • последовательная работа над поставленными целями в соответствии с развитием и функциональным состоянием направлена на совершенствование новых способностей;
  • родитель — наиболее значимая фигура в ходе развития малыша, и он отвечает за взаимодействие с ним;
  • подход основан на возникновении общих интересов взрослого и ребенка во время общих действий, которые происходят во время естественного и значимого общения с ним;
  • ребенок — активный участник процесса;
  • родители вовлекаются на каждом этапе и принимают непосредственное участие.

Как это происходит?

На первом этапе в нашем центре на Позняках ребенка обследуют специалисты реабилитационной команды (детский психиатр, клинический психолог, логопед-дефектолог, АВА-терапевт, при необходимости подключаются ЛФК-специалист и эрготерапевт), главная задача — комплексная диагностика: уточнение медицинского диагноза и оценка текущего функционального состояния (Early LAP, LAP).

На втором этапе в нашем центре на Осокорках команда совместно с семьей формулирует цели и задачи курса и разрабатывает индивидуальную программу занятий, учитывающую особенности и актуальные потребности ребенка и его близких.

На третьем этапе в Харьковском районе Киева реабилитационная команда специалистов в течение минимум двух недель регулярно занимается с ребенком с обязательным участием родителей. В ходе работы специалисты оценивают потенциал семьи, уточняют свои выводы, закладывают основу дальнейшей абилитации. Мамы и папы осваивают различные коррекционные методики для продолжения самостоятельных занятий в домашних условиях.

По завершению программы в Центре, семье предоставляется дистанционная поддержка.