Реабилитация детей с аутизмом, Позняки, Осокорки, Харьковский, Дарницкий
Основные признаки аутизма:
«Невзаимодействие» с другими людьми. Иногда кажется, что малыш их просто игнорирует, иногда — активно избегает контакта или сердится при попытках пообщаться или поиграть с ним.
Ограниченные и повторяющиеся действия и интересы (зачастую странные и необычные). Сначала это довольно простые занятия – выстраивание в ряд, нагромождение друг на друга предметов, долгое наблюдение за отблесками света, едущими машинами, крутящимися колесами, вентиляторами и работающими стиральными машинами. С возрастом поведение усложняется – появляется чрезмерная увлеченность цифрами, северным полюсом, гоночными трассами, сосульками, динозаврами, лазерами, мусорными кучами, старинными паровозами и т.д. Ребенок готов часами заниматься этим или рассказывать об этом, совершенно не принимая в расчет дела или интересы других людей. Это называется специальный интерес.
Аутизм — явление врожденное, но подозрения у родителей появляются, как правило, лишь на 2-3 году, когда очевидно, что поведение малыша – не просто задержка развития.
Первыми начинают тревожиться мамы (особенно если ребенок не первый). Это довольно надежный критерий! Поэтому, если вас что-то беспокоит в развитии ребенка — обратитесь к специалистам. Лучше лишний раз перепроверить, чем упустить время. Мировой опыт показывает, что чем раньше начинается абилитационная работа с детьми с РАС, тем лучше прогноз.
Обязательно покажите ребенка специалистам реабилитационного центра «Таврос Плюс» (в первую очередь детскому психиатру, но если к такому специалисту попасть невозможно, то неврологу или педиатру) если:
- У ребенка отсутствует указательный жест, он не гулит и не лепечет в возрасте 12 месяцев.
- В возрасте 16 месяцев отсутствуют слова.
- В возрасте 2х лет отсутствуют фразы.
- Если происходит утрата развития.
Важно понимать, что согласно современным представлениям, аутизм называется Расстройством Аутистического Спектра (РАС). Спектр подразумевает под собой некий континуум, пространство. В него попадают как дети с выраженным аутизмом (например неговорящие, со сниженным интеллектом и агрессивным поведением), так и дети с очень легкими проявлениями, с так называемыми аутистическими чертами (например, как персонаж сериала Теория большого взрыва – Шелдон Купер).
Важно понимать, что не существует «таблетки от аутизма», однако есть некоторые лекарства, которые могут существенно улучшить состояние ребенка. Решение о лекарственной коррекции состояния принимает исключительно врач психиатр совместно с семьей.
«Консультативно-диагностическая программа для детей с расстройством аутистического спектра»
Помогая детям с РАС и их семьям, мы руководствуемся принципом: каждому особому ребенку – свой особый путь развития.
Для кого?
Для родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Какова цель?
Оценить функциональные возможности (абилитационный потенциал) ребенка и семьи.
Разработать индивидуальную программу помощи и развития, которой родители смогут следовать дома, в том числе с дальнейшей интернет-поддержкой специалистов центра (через Skype, WhatsApp, и другие современные средства телекоммуникации).
Подобрать апробированные методы, специалистов-кураторов. При необходимости — лекарства.
На чем основана?
На принципе мультидисциплинарности. Команда специалистов включает в себя:
- АВА-терапевта;
- Детского психиатра;
- Педагога-психолога;
- Логопеда;
- Клинического психолога;
- Эрготерапевта.
Принципы:
- этапы развития и способности, проявляющиеся с возрастом — универсальны;
- темп приобретения навыков и способностей — индивидуален;
- выбор целей программы определяется в зависимости от соотношения этапов нормативного и актуального развития конкретного ребенка с нарушениями;
- последовательная работа над поставленными целями в соответствии с развитием и функциональным состоянием направлена на совершенствование новых способностей;
- родитель — наиболее значимая фигура в ходе развития малыша, и он отвечает за взаимодействие с ним;
- подход основан на возникновении общих интересов взрослого и ребенка во время общих действий, которые происходят во время естественного и значимого общения с ним;
- ребенок — активный участник процесса;
- родители вовлекаются на каждом этапе и принимают непосредственное участие.
Как это происходит?
На первом этапе в нашем центре на Позняках ребенка обследуют специалисты реабилитационной команды (детский психиатр, клинический психолог, логопед-дефектолог, АВА-терапевт, при необходимости подключаются ЛФК-специалист и эрготерапевт), главная задача — комплексная диагностика: уточнение медицинского диагноза и оценка текущего функционального состояния (Early LAP, LAP).
На втором этапе в нашем центре на Осокорках команда совместно с семьей формулирует цели и задачи курса и разрабатывает индивидуальную программу занятий, учитывающую особенности и актуальные потребности ребенка и его близких.
На третьем этапе в Харьковском районе Киева реабилитационная команда специалистов в течение минимум двух недель регулярно занимается с ребенком с обязательным участием родителей. В ходе работы специалисты оценивают потенциал семьи, уточняют свои выводы, закладывают основу дальнейшей абилитации. Мамы и папы осваивают различные коррекционные методики для продолжения самостоятельных занятий в домашних условиях.
По завершению программы в Центре, семье предоставляется дистанционная поддержка.